Волна шока, вызванного внезапным началом боевых действий на Украине, уже прошла. Нет, нельзя сказать, что это было слишком уж внезапно. Нагнетание напряженности между Россией и Украиной при участии США и других «западных партнеров» началось с конца прошлого года. С запада раздавались голоса о сосредоточении российских боевых формирований вдоль границы с Украиной, мол, отведите свои войска как можно дальше от Украины. Наша сторона отвечала, что на своей земле имеет право размещать свои Вооруженные силы там, где считает нужным. Потом в США начали строить прогнозы, какого конкретно числа Россия нападет на Украину. Хотя вряд ли непосвященные граждане понимали, насколько все далеко зашло. В любом случае, сейчас шок прошел, и началась пора спокойного и трезвого осмысления ситуации.
Министерство обороны РФ опубликовало секретные документы командования нацгвардии Украины от 22 января этого года, которые подтверждают скрытую подготовку киевским режимом наступательной операции на Донбассе в марте 2022 года. Понятно, что в МО РФ сидят далеко не дураки, и разведданные о кровожадных планах украинской стороны были получены не в последний момент. Так же, как и данные по разработке в киевских и харьковских НИИ ядерного оружия. Как бы глупо комик-президент Зеленский ни потрясал копьем, похваляясь, что Украина создаст свое ядерное оружие, согласно полученным документам, «грязную» бомбу Украина готова была создать в ближайшее время.
Сказанное выше объясняет только то, почему нельзя было медлить со спецоперацией. Однако оно не отвечает на вопрос, который задают и в России, и в ЛДНР, и многими на Украине. Почему только сейчас, а не семь-восемь лет назад? Ведь нас ждали так долго! А вместо этого Россия договаривалась, подписывала Минские соглашения, так толком и не заработавшие. Постараюсь, как могу, объяснить это.
1. Вооруженные силы России.
Состояние ВС РФ в 2014 г. было вполне на высоте. Но необходимо было увеличить долю контрактников по отношению к призывникам, так как в спецоперации должны участвовать профессионалы, а не новички. Также требовалось некоторое переоснащение армии новой техникой. Например, в 2018 г. полностью снят с вооружения тактический ракетный комплекс «Точка-У», а на его смену пришел оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М».
Беспилотные летательные аппараты к 2014 г. оставались слабым, очень слабым местом. Практически никаким. В то время, как в США и европейских странах в связи с развитием систем навигации и связи беспилотники приобрели большую популярность, в России им не уделялось особого внимания. Это объяснимо. Широкое развитие БПЛА началось, когда у нас в стране бушевала перестройка, а затем произошел развал СССР. Военно-промышленный комплекс в 1990-е гг. финансировался крайне скупо. Тем не менее, российские конструкторские бюро создавали проекты беспилотных вертолетов и самолетов. Однако проекты закрывались. Итоги спецоперации в Южной Осетии в 2008 г. показали, что Российской армии не хватает беспилотников: на разведывательную операцию можно отправить более дешевый, менее заметный, по сравнению с пилотируемыми самолетами, БПЛА, а беспилотный боевой самолет может доставить груз до цели. И все это без риска гибели летчика. Если разведывательные БПЛА малой дальности, правда, начиненные импортной электроникой, начали выпускаться в России в 2010 г., первые ударные беспилотники «Орион» и «Сириус» начали выпускаться в Дубне только в конце 2021 г.
Кроме того, в 2014-2015 гг. существовала еще одна «горячая точка» в Сирии. ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация, была на тот момент более опасна. Даже для России, хотя территория, подконтрольная ИГИЛ, не граничила с нашей страной. Вступись Россия за ЛДНР 7-8 лет назад, пришлось бы проводить две спецоперации одновременно, поскольку наши недруги за Атлантическим океаном постарались бы еще сильнее обострить ситуацию на Ближнем Востоке.
Кстати, представьте себе, что бы произошло, если бы в январе этого года полыхнуло в Казахстане, площадь которого составляет примерно 4,5 площади Украины, а в начале марта Украина начала бы вторжение в ЛДНР. И сделайте соответствующие выводы.
2. Банковско-финансовая система России.
В этой сфере Россия в 2014 году была сильно зависима от международной банковской системы. И дело не только в международной системе передачи финансовых сообщений между банками SWIFT, она вовсе не единственная. В том же 2014 г. в России началось создание своей Системы передачи финансовых сообщений СПФС, и банки после отключения SWIFT просто перейдут на отечественную систему, хоть она и не столь функциональна, как SWIFT. А расчеты с зарубежными банками будут сильно усложнены. Не является серьезной проблемой уход из России платежных систем Visa и Mastercard, хотя несколько лет назад, пока не была создана отечественная платежная система Мир, это создало бы массу неудобств. Уход этих платежных систем из России станет проблемой только для отдельных россиян, выезжающих за рубеж.
Наиболее серьезные санкции ограничивают привлечение финансирования и даже вовсе запрещают любые экономические отношения с российскими банками, попавшими под удар. К этому удару надо было подготовиться, иначе санкции вызвали бы тяжелый финансовый кризис. Огромные долларовые счета, корреспондентские счета в зарубежных банках, займы, импортные чипы для банковских карт — все это стало бы огромной проблемой в 2014 г. Кроме того, необходима была переориентация инфраструктуры с европейских и американских банков на азиатские, в частности, на китайские.
Не все банки, существовавшие в России в 2014 г., выдержали бы удар санкций. Именно поэтому один за другим произошел отзыв лицензий у ряда банков, которые просто не выжили бы в условиях санкций. Помню, одним из первых попал под раздачу в начале 2015 г. Фондсервисбанк, специализировавшийся на банковском обслуживании предприятий оборонно-промышленного комплекса. Моя первая зарплатная карты принадлежала именно этому банку. В результате он был преобразован в Роскосмосбанк, а потом влился в Промсвязьбанк. Слияние банков — еще одна мера, предпринятая для того, чтобы устоять против санкций. Необходимо было не только ликвидировать слабые банки, но и усилить остальные. Так в ВТБ в 2018 г. влились банки ВТБ 24 и Банк Москвы.
3. Экономика России.
Любому россиянину понятно, в каком состоянии оказалась российская экономика после развала СССР. Банкротство и закрытие заводов и фабрик привели к тому, что Россия перешла на потребление импорта практически во всех сферах. Глубокое отставание СССР в области компьютерных технологий привело к тому, что и сейчас в России все компьютеры, микросхемы и другие составляющие только привозные. То же касается операционных систем. Возвращаясь к пункту 1. Вы представляете, как можно вести боевые действия, если на боевых компьютерах установлена вражеская ОС? Как ни закрывай возможность обновления ОС, разработчик может оставить лазейку, чтобы превратить, в случае необходимости, ваш компьютер в бесполезный кирпич.
Ну, и об уровне жизни мирного населения в условиях жестких санкций тоже необходимо позаботиться. Поэтому в конце 2014 г. была выдвинута концепция импортозамещения.
В отдельных отраслях импортозамещение состоялось, в других его успешным можно назвать лишь с натяжкой. В 2014 г. были выпущены первые опытные образцы процессора «Эльбрус», а в 2016 г. — процессора «Байкал». К сожалению, к их работе остается еще масса вопросов. Появилась и российская ОС Astra Linux, разработанная, насколько вы поняли, на базе бесплатной ОС Linux. По прежнему проблематичным остается производство конвейерных систем, смартфонов, алюминиевой пудры. Что касается продукции, выпускающейся в России, она зачастую содержит импортные составляющие. Выход можно найти в перенацеливании рынков с европейского на азиатский, правда, с понижением качества товара.
К сожалению, за семь-восемь лет сделано далеко не все. Удар санкций смягчен, в ряде сфер он бумерангом вернется к нашим недругам. Каковы будут реальные последствия, время покажет.
|